Суд разрешил адвокату запрашивать составляющие врачебную тайну данные

Адвокат с разрешения и по доверенности своей доверительницы запрашивал информацию о ее покойном муже. Но в больнице решили, что без предварительного письменного согласия умершего такие сведения раскрывать нельзя. Суды указали, что это неверно.

Октябрьский районный суд Улан-Удэ подтвердил штраф для исполняющей обязанности главврача местной больницы, которая отказалась предоставить по адвокатскому запросу сведения об умершем. Как следует из решения суда, адвокат, который представляет интересы жены покойного, имеет право запрашивать составляющие врачебную тайну сведения о нем, пишет «Адвокатская газета».

В этом сюжете

В январе адвокат Тимур Шабаев направил в клиническую больницу имени Н. А. Семашко адвокатский запрос информации по факту обращения за медпомощью супружеской пары: мужчина скончался, а адвокат представлял интересы его вдовы.  В подтверждение этого Шабаев приложил к запросу нотариально заверенную доверенность. И. о. главврача отказала в предоставлении данных, так как покойный не давал письменного согласия на разглашение составляющих врачебную тайну данных его близким родственникам. В марте Шабаев подал еще один запрос, но вновь безрезультатно.

Тогда адвокат пожаловался в прокуратуру. На и. о. главврача составили протокол за отказ в предоставлении информации (ст. 5.39 КоАП). При рассмотрении протокола в мировом суде прокуратура указывала, что при жизни покойный не запрещал давать информацию о нем, поэтому вдова или ее законный представитель вправе ее получить. Представитель больницы настаивал, что такие данные могли бы передать женщине лично, но не через адвоката. Мировой судья с этим не согласился и оштрафовал и. о. главврача на 5000 руб. Право на получение таких сведений прямо обозначено в законе и не требует каких-то дополнительных разрешений, подчеркнул судья.

Больница обжаловала постановление мирового судьи со ссылкой на то, что речь идет о врачебной тайне, раскрывать которую на основании адвокатского запроса закон не позволяет. Доверенность о фактическом передоверии личных неимущественных прав умершего гражданина от его супруги к адвокату, по мнению заявителей, незаконна.

Районный суд отклонил жалобу и согласился с выводами мирового судьи. Октябрьский райсуд указал, что  возражения и. о. главврача основаны на неправильном понимании права, а вдова правомерно передала адвокату право запрашивать информацию, которую могла законно получить.

Как пояснил Шабаев, запрос нужен был для того, чтобы установить, были ли у покойного заболевания, со ссылкой на которые его завещание можно признать недействительным.